(Перевод статьи Марка Мэнсона, автора книги «Тонкое искусство пофигизма»).
Это смешно, но вот уже два дня я откладываю написание этой статьи о прокрастинации. Я уже сделал всё, что было можно и нельзя. Я отвлекался на другую, менее важную работу. Я делал «перерывы», которые длились примерно на три часа дольше, чем должны были.
Если бы я изобразил процесс собственной прокрастинации, это выглядело бы так:

Однако, как вы можете видеть, красная полоса выше зеленой. Поэтому я просто ни хрена не пишу. Я сижу на YouTube, потом на Facebook, потом вздремну, а потом трачу гораздо больше времени, чем мне хотелось бы, чтобы понять, как сделать уродливую картинку со смайликами на ней.
И вместо того, чтобы писать эту меняющую-жизни-статью, которую я обещал, я сижу здесь, анализируя свою собственную лень.
Но таково, видимо, быть человеком.
Приведенная выше модель является упрощенной, но она по существу объясняет, почему мы часто не делаем то, что должны делать. Повышение, которого ты никак не попросишь. Та привлекательная особа, которую ты никак не пригласишь на свидание. Мама, которой ты забываешь позвонить. Статья, которую ты никак не напишешь. Неприятные чувства перевешивают приятные, а все мы избегаем неприятностей, даже если в итоге это делает нашу жизнь ещё хуже.
И только перед самым дедлайном, или когда кто-то кричит на нас, или угроза полного и абсолютного провала дышит нам в затылок, давление становится слишком сильным, и не делать что-то становится еще больнее, чем делать — вот тогда наконец-то дело сдвигается с мёртвой точки.
ТИПИЧНЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ
Есть пара стратегий, которые обманывают ваш мозг, заставляя его делать то, чего он на самом деле делать не хочет.
Первая — создание того, что иногда называют «Средой неизбежности»: вы создаете условия, в которых гораздо труднее не делать что-то, чем делать.
Например, если вы хотите похудеть, то можете купить личные тренировки стоимостью 500 долларов и запланировать занятия на следующие 10 недель. Теперь боль от потери 500 долларов и неявки на занятия перевесит боль от того, что вы поднимете свою задницу и пойдете в спортзал.
Вторая — принцип «Сделай что-нибудь». Принцип «Сделай что-нибудь» гласит, что если ты хочешь что-то сделать — что угодно, то ты просто начинаешь с самой простой части этой задачи.
Возьмем тот же пример с тренажерным залом. Просто скажите себе надеть спортивную одежду — очень простой шаг. Как только вы её наденете, почувствуете себя идиотом, если не пойдете на тренировку. Вот так это и работает.
Принцип «Сделай что-нибудь» работает благодаря тому, что действие является как причиной мотивации, так и её следствием. И как только вы совершаете одно маленькое, простое действие, внутри вас возникает импульс, который делает всё остальное проще.
Однако, как бы ни были хороши эти стратегии, они не затрагивают глубинных проблем с прокрастинацией.
Это как пластырь: помогает вам пережить следующий день, но не решает проблему лени на всю жизнь.
Потому что если вы похожи на большинство людей, то вы прокрастинируете снова и снова. Это нескончаемо. Потому что есть более глубокая проблема, лежащая в основе вашей прокрастинации.
ПЕРВОПРИЧИНА ПРОКРАСТИНАЦИИ
Когда речь идет о чём-то глупом и простом, например о том, чтобы вынести мусор, мы все знаем, почему откладываем это дело. Мусор - отстой. Он плохо пахнет. Раздражает, что нужно брать вот это вот в руки и идти на улицу (особенно сейчас).




ЗАКОН ИЗБЕГАНИЯ МЭНСОНА
Скорее всего, вы слышали о законе Паркинсона. В нем говорится, что «Работа заполняет время, отпущенное на неё». То есть независимо от того, дадут ли вам две недели или два дня, чтобы закончить проект, вы будете чувствовать, что вам нужно всё время, которое вам дается.
Вы также, конечно, слышали о законе Мёрфи: бессмертное «Все, что может пойти не так, пойдет не так».
Ну, а в следующий раз, когда вы будете на шикарной вечеринке и захотите произвести на кого-то впечатление, попробуйте рассказать им о Законе избегания Мэнсона. Что? Никогда не слышали о таком? Конечно нет, я ведь только что его придумал! Звучит так:
Чем больше что-то угрожает вашей личности, тем больше вы будете избегать этого.
Это значит, что чем больше то, чем вы собираетесь заняться, угрожает изменить ваше представление о себе, то, каким вы себя считаете, тем больше вы будете медлить.
Самое безумное в этом законе то, что он может применяться как к хорошим, так и к плохим вещам в жизни человека. Зарабатывание миллиона долларов может угрожать вашей личности так же сильно, как и потеря всех ваших денег. Стать известной рок-звездой может угрожать вашей личности так же, как и потерять работу. Вот почему люди часто так боятся успеха — по той же причине, по которой они боятся неудачи, — это угрожает тому, кто они есть и что они знают о себе сейчас.
Вы избегаете писать сценарий, о котором всегда мечтали, потому что это поставило бы под сомнение вашу идентичность страхового агента. Вы избегаете поговорить с мужем о том, что хотели бы попробовать кое-что новенькое в спальне, потому что это бросит вызов вашему образу хорошей, нравственной женщины. Вы тянете сказать своему другу, что больше не хотите его видеть, потому что это будет противоречить вашей личности приятного, всепрощающего человека.
Это хорошие важные решения, от которых мы постоянно отказываемся, потому что они угрожают изменить наше отношение к самим себе. Звучит безумно, но это правда.
У меня был друг, который долгое время говорил о том, чтобы выложить свои работы в интернет и стать профессиональным художником. Он говорил об этом много лет. Он копил деньги. Он даже создал несколько веб-сайтов и загрузил свое портфолио.
Но он так и не запустил проект. На это всегда находилась какая-то причина: картинка была в недостаточном разрешении, или он вот только что нарисовал что-то получше! Или он был еще не в состоянии посвятить этому всё своё время.
Шли годы, а он так и не сделал того, чего хотел. Почему? Потому что действительно стать художником значило бы стать уязвимым.
У меня был еще один друг, который был тусовщиком и вечно бегал за девчонками. После долгих лет светской жизни он был ужасно одинок, подавлен и нездоров. Он хотел сменить образ жизни. Он страшно завидовал тем из нас, кто был в отношениях и имел стабильность в жизни. И всё же он ничего не поменял. Годами он продолжал одно и то же, пустая ночь за пустой ночью, бутылка за бутылкой. Всегда было какое-нибудь оправдание. Всегда по какой-то причине он не мог притормозить.
Это слишком сильно угрожало его личности. Парень с Вечеринки — это все, что он знал о себе. Отказаться от него было равносильно психологическому харакири.
У всех нас есть набор убеждений о том, кто мы есть, и мы защищаем их. Поэтому, если я считаю себя хорошим парнем, я буду избегать ситуаций, которые потенциально могут противоречить этому убеждению. Если я считаю, что я потрясающий повар, то я буду искать возможности доказать себе это снова и снова.
Как правило, самые трудные вещи для нас в жизни полны эмоционального сопротивления. Идёт ли речь о том, чтобы вкладываться в учебу и хорошие оценки, или уехать из родного города, или наконец заткнуться и начать осуществлять ту идею, о которой мы уже прожужжали окружающим все уши — мы избегаем этих вещей, потому что они каким-то образом угрожают противоречиями в наших представлениях о самих себе. Ребёнок не учится, потому что считает себя бунтарём и одиночкой. Этот человек не покидает свой родной город, потому что втайне считает, что недостаточно хорош, чтобы добиться успеха где-то ещё. Женщина не садится писать книгу, потому что возможность неудачи угрожает её вере в то, что она умна и способна на всё.

Наша вера во что-то всегда приоритетна. До тех пор, пока мы не изменим свое представление о себе, кто мы есть, а кем не являемся, мы не сможем принять те решения и модели поведения, которых всё время избегаем.
СКРЫТАЯ ОПАСНОСТЬ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
Нечто странное иногда происходит со мной, когда я пишу эти статьи. Чем больше я думаю о том, какой удивительной будет статья, которую я собираюсь написать, тем больше я прокрастинирую и тем труднее её написать.
И наоборот, когда мне всё равно, хороша будет статья или нет, она будто пишет сама себя, и обычно получается прекрасной.
Наверняка вы уже испытывали подобное в своей жизни. Чем больше вы переживаете о результате, тем труднее его достигнуть. Чем меньше вы чем-то озабочены, тем естественнее это что-то приходит к вам в руки.
В каком-то смысле это обратный процесс. Чем больше я пытаюсь убедить себя в том, что я блестящий писатель и что мне нужно сказать миру нечто важное, тем сильнее простой акт написания статьи угрожает моей личности, и тем больше я откладываю ее написание.
А вот если я считаю, что я просто какой-то обычный чувак, который записывает свои мысли на бумагу, то статья ничему в моей жизни не угрожает, и прокрастинация отпускает.
Это один (из многих) способов, с помощью которых позитивное мышление действительно может вывести нас из равновесия. Большинство людей пытается справиться с глубокой прокрастинацией с помощью позитивного внутреннего разговора:
— Ну же, ты можешь это сделать. Ты такой умный. Ты просто потрясающая. Ты можешь сделать всё, чего только захочешь.
Но чем больше вы подбадриваете себя подобным образом, чем больше вы привязываете свою личность к таким превосходным степеням как «самый умный» и «самый удивительный», тем больше любое действие будет угрожать этой вере.
И поскольку действие угрожает вашей новообретенной вере в то, что вы весь такой потрясающий, теперь вы ещё меньше склонны действительно что-то предпринять, чем раньше.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: УБИТЬ СЕБЯ (В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ, КОНЕЧНО)
Буддизм делает сильный акцент на отказе от идеи, что мы вообще существуем. Имеется в виду, что с психологической точки зрения ваше представление о том, кто такой — «Вы», складывается на протяжении всей жизни из случайно сложившихся представлений о себе в случайных обстоятельствах. Буддизм утверждает, что эти представления на самом деле просто заманивают вас в ловушку и что лучше их просто отпустить.
Звучит странно, но есть у этой позиции некоторые преимущества. Когда мы отпускаем истории, которые рассказываем о себе самим себе, мы освобождаемся для настоящих действий, неудач и роста.
Когда женщина признается самой себе: «Что ж, может, я не очень хорошая жена и не очень хороша в отношениях», — она внезапно обретает свободу действий и заканчивает свой неудачный брак. У нее нет личности, которую нужно защищать.
Когда горе-студент признается себе: «Может, я не бунтарь, а просто боюсь», — он снова может позволить себе быть амбициозным. Ему ничего не угрожает.
Когда страховой агент признается самому себе: «Может быть, в моих мечтах и моей работе нет ничего особенного и необычного», — он может попробовать написать свой сценарий ещё раз и посмотреть, что будет дальше.
У меня для вас хорошая и плохая новость: в вас и ваших проблемах нет ничего особенного.
Моя рекомендация: посмотрите на себя заново, как можно шире и проще. Смотрите на себя не как восходящую звезду или неслыханного гения. Выбирайте видеть себя не как жертву ужасных обстоятельств или безнадёжного неудачника. Определяйте себя простыми вещами: ученик, партнер, друг, автор.
Часто это означает отказ от грандиозных (и приятных) идей о себе: что вы уникально умны, или потрясающе талантливы, или страшно привлекательны, или понесли в жизни такие жертвы, которые другим людям даже не снились.
Нам нравится рассказывать самим себе эти истории. Они заставляют нас чувствовать себя хорошо. Но они же и сдерживают нас.
Определите себя самым простым и обыденным способом из возможных. Потому что чем более необычную личность вы выберете для себя, тем уже будут ваши возможности, тем больше всё вокруг начнет угрожать вам. И вместе с этим придет прокрастинация, страх и избегание всего, что действительно имеет значение.